ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ АРМЯН


Боги древних армян

Аманор (арм. Ամանոր — «Новый Год») — божество, олицетворяющее Новый год (который по древнеармянскому каледарю начинается в августе) и приносящее его первые плоды. Пережитки культа в XX веке прослеживаются в хвалебных песнях о «Нубаре» («Новый Плод»)
Фрагмент статуи богини Анаит, найденный в провинции Высокая Армения Великой Армении
Анаит (арм. Անահիտ), Анахит, Анахита — богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Отождествлялась с персидской Анахит, древнегреческими Артемидой или Афродитой, древнегрузинской Дали, древнеримской Дианой и древнеегипетской Ниити. Её называют Великой госпожой, покровительницей и защитницей Армянской земли. После принятия в 301 г. христианства в Армении в качестве государственной религии поклонение богине Анаит трансформировалось в поклонение Богородице.
Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Гора в Софене называлась «Троном Анаит» («Атор Анахта»). Целый район (гавар) в Ерезе в провинции Акилисена (Екегиац), где находился ее главный храм, назывался «Анахтакан Гавар». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (древнеармянского Нового года) (15 августа).
Ар — (арм. Ար)— главный протоармянский (арийский) бог. Символизирует могущество солнца (арм. — арев), соединял в себе черты силы природы, весны, позже — черты бога войны.
Днем Ара считалось 21 марта — день весеннего равноденствия. С именем Ара связываются также название древнеармянского 6-го месяца года «Арац», имя культового армянского царя Ара Прекрасного.

Арамазд (арм. Արամազդ) — верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов [3].
По одной из гипотез, его имя представляет собой вариант первоначального собственно армянского имени Ара, по другой, происходит от имени персидского бога-творца Ахура-Мазда (Ормазд). Культ Арамазда пришел, возможно, в VI—V веках до н. э., слившись с культом местных божеств.[3] Мовсес Хоренаци сообщает, что в армянском пантеоне существовало четыре Арамазда. В эллинистический период Арамазд в Армении сопоставлялся с Зевсом[3].
Главное святилище Арамазда находилось в Ани (современный Камах на территории Турции) и было разрушено в конце III в. н. э. при распространении христианства.[3]
Арев (арм. Արեւ, также Арэв, Арегак, буквально — «Солнце» (в переносном значении — «жизнь») — персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши.
Астхик (Астгик или Астлик) (от арм. «աստղիկ» — звёздочка)— в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь. Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Культ Астхик был связан также с орошением садов и полей. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик.
До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар (дословно: «праздник роз» или, по другой интерпретации — «водная война»), посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на день летнего солнцестояния (22 июня).
Баршамин, (арм. Բարշամին, буквально «Сын неба»), также Баршимниа, Баршам — божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.).[4] Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Древней Армении. Построенный в честь Баршама храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II (I в. до н. э.) и установленная в селении Тордан (к юго-западу от современного города Эрзинджан в Западной Армении, на территории современной Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства в 301 году.
Бахт (арм. Բախտ — «судьба», «рок») — дух в армянской мифологии, персонификация судьбы.

Ваагн(арм. Վահագն), также Вахагн — бог-драконоборец, позднее бог войны, охоты, огня и молнии. Иногда считается предком армян. В эллинистическую эпоху, Ваагн отождествлялся с Гераклом.
Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски — «дорога соломокрада».[5]. — Мкртич Нагаш
Имя этого бога состоит из тех же индоевропейских корней, что и имя иранского бога Вертрагна (по-парфянски Вархагн). В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV векa. Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выяв­ляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона при­роды — из ствола огнедышащего тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Ваагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп.
Ванатур (арм. Վանատուր — «Приютодатель»). Бог гостеприимности. Возможно, Ванатур — лишь эпитет Аманора, а не собственное имя отдельного божества.
Ваэ — бог (диц) Солнца.
Гисанэ (арм. Գիսանե) — умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса.
Грох (арм. Գրող, Grogh — «пишущий», «записывающий») — дух смерти, ипостась духа смерти Огеара[6] . Главной функцией Гроха считался учет грехов и добрых дел людей. Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде.
Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.

Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.
Деметр (арм. Դեմետր), также Денетриос — брат Гисане. Согласно мифу, князья Деметр и Гисане — братья родом из Индии. Они навлекли гнев своего правителя и бежали в Армению. Царь Вагаршак жалует им страну Тарон (Западная Армения, на востоке современной Турции), в которой они строят город Вишап. Через 15 лет царь убивает обоих братьев, а власть в Тароне передаёт их трём сыновьям, которые воздвигают на горе Каркэ статуи своих родителей-богов Деметра и Гисане, а служение им поручают своему роду.
Лусин (арм. Լուսին, в переводе «Луна») — в армянской мифологииперсонификация Луны.
Согласно мифу, однажды юноша Лусин попросил у державшей в руках тесто матери булочку. Рассерженная мать дала ему пощёчину, от которой тот взлетел на небо. До сих пор на его лице видны следы теста (лунные кратеры).
По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние связано с его юностью, полнолуние — со зрелостью, когда же луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусина, который затем уходит в рай (то есть умирает). Из рая Лусин возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога). Во многих мифах Лусин и Арев (персонификация Солнца) выступают как брат и сестра.
Михр (арм. Միհր от пехл. Mihr — Митра), также Мгер, Мхер — бог Солнца, небесного света и справедливости. Сын Арамазда, брат Анаит и Нанэ. Изображался в виде молодого человека, борющегося с быком.
Нанэ, (арм. Նանե), также Нане — богиня войны, материнства и мудрости — дочь верховного бога-творца Арамазда[7], выглядящая как молодая женщина в одежде воина (подобно Афине), с копьём и щитом в руках.
Её культ был тесно связан с культом богини Анаит. Не случайно, её храм находился в гаваре Екехяц, вблизи храма Анаит. Нанэ также почиталась как Великая мать (в народной армянской речи имя Нанэ приобрело нарицательное значение — бабушка, мать).
Спандарамет (арм. Սանդարամետ) — бог подземелья и царства мёртвых. Иногда «спандарамет» понималось как само подземелье. Отождествляется с древнегреческим богом Аидом.


Тарку́ (арм. Տարքու), также Тургу́, Торк — бог плодородия и растительности.[8] В основном почитался в окрестностях бассейна озера Ван. Со временем его имя трансформировалось в «Торк». Район распространения его культа совпадал с территорией, на которой почитался древнеармянский бог Ангех. Вследствие этого Торк стал отождествляться с Ангехом или рассматриваться как его потомок. Эпитетом Торка стал «Ангехеа» — дар Ангеха. Позднее эпитет Ангехеа был переосмыслен как «безобразный» (от «տգեղ» («тгех») — «некрасивый») и появился новый персонаж — Торк Ангех, которого считали внуком Хайка.
Тир (арм. Տիր) — бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы (открывающий людям будущее в снах). По-видимому, Тир считался также и проводником душ в подземное царство. В эллинистическую эпоху он отождествлялся с Аполлоном и Гермесом.
Храм Тира (между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат), называвшийся «Диван писца Арамазда», был местопребыванием оракулов, где жрецы толковали сны, обучали наукам и искусствам.
Торк Ангех (арм. Տորք Անգեղ), также Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех  — правнук Хайка, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый человек, обладающий огромной силой.[9]
Торк Ангех является неуклюжим пахлеваном (исполином) безобразной наружности: имеет грубые черты лица, сплюснутый нос, ввалившиеся голубые глаза, дикий взгляд. Торк Ангех — каменотёс-ваятель. Может руками откалывать гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же рисует изображения орлов и др. Разъярившись, он отрывает огромные скалы и швыряет их в корабли недругов.
Возможно, культ Торк Ангеха сложился в результате слияния представлений о богах Тарку и Ангехе.
Цовинар (арм. Ծովինար,"тцов" — «море»), также (Т)цовян  — богиня воды, моря и дождя. Она была огненным существом, которая заставляла идти дождь и град с небес силой своего гнева. Изображается, как молодая женщина с редкими водорослями и лилиями в волнистых тёмных волосах.


Герои и легендарные монархи
Айк(Хайк) — Прародитель. Ереван
Айк (арм. Հայկ), (Гайк, Хайк, Гаос) — легендарный прародитель армянского народа. Упоминается также как потомок библейского послепотопного патриарха Фогармы. Поднял восстание против тирана Бэла, правившего в Вавилоне, увёл свой клан в «страну Араратскую», положив тем самым начало армянскому царству.
Анушаван Сосанвер (от перс. — «Ануширван» и армянского «сосанвер» (сос — «платан» и нвер — «дар, посвящение»)) -внук Ара Гехецика. Воплощение платана или священной рощи платанов близ Армавира (столицы и религиозного центра Араратского царства). К нему, как к духу священного платана, обращались за предсказанием будущего (в роще гадали по шелесту листьев деревьев).
Ара Гехецик (арм. Արա Գեղեցիկ — Ара Прекрасный) — легендарный армянский царь. Покорённая его красотой Семирамида предлагала Аре «себя и свою страну», но получив отказ, возненавидила его и объявила войну с единственной целью — захватить царя в плен. Однако тот погиб в бою, и Семирамиде достался только его труп, который она безуспешно пыталась оживить.
Арам (Aram) — герой, предок — один из эпонимов армян. По его имени, согласно древним преданиям, стала называться другими народами страна армян (греками — Армен, иранцами и сирийцами — Армени(к)).
Артавазд (возможно, от авест. — «бессмертный») — мифологический персонаж армянского эпоса «Випасанк», сын царя Арташеса.

Ерванд и Ерваз (арм. "Երվանդ և Երվազ") или Еруанд и Еруаз — братья-близнецы рождённые от связи с быком женщиной из царского рода Аршакуни, отличавшейся огромным ростом, крупными чертами лица, чрезмерной чувственностью.
Ерванд, став царём Армении, строит город, храмы; главным жрецом нового храма в Багаране он назначает Ерваза. От взгляда Ерванда, наделённого магической силой (дурным глазом), лопался гранит. В эпосе «Випасанк» Ерванд — то злой вишап, то добрый царь (ср. Артавазд). Согласно другому варианту, Ерванд как злой вишап заключается каджами в мутные воды рек.
Карапет (арм. Կարապետ — предшественник, предвестник) — персонаж армянской мифологии, после принятия армянами христианства отождествляемый с Иоанном Крестителем, хотя большинство сюжетов связанных с ним мифов имеют дохристианское происхождение.
Обычно его представляют подобным богу-громовержцу — это гремящий в облаках длинноволосый муж с пурпурной короной на голове, с крестом, в одежде, сверкающей, как пламя.
Карапет — хранитель армян. При наступлении врага, благодаря его помощи, армяне побеждают и истребляют вражеские войска. Его назвали Мшо Султан (Султан Муша-Тарона — места его монастыря) или Султан Святой Карапет. Карапет — покровитель искусств, одаривающий людей способностями к музыке, поэзии, приносящий удачу в спортивных состязаниях (Сурб Карапеты твац, «одарённый святым Карапетом»). К нему обращали свои молитвы народные певцы-музыканты (ашуги), канатные плясуны, акробаты и борцы.
Немрут (Нимрод) — иноземный царь, вторгшийся в Армению.
Паапан Хрештак — ангел-хранитель.

Санасар и Багдасар, (арм. Սանասար և Բաղդասար), Санасар и Абамелик (Аслимелик, Аднамелик) — в армянском эпосе «Сасна црер» братья-близнецы, зачатые матерью Тцовинар от выпитых ею двух пригоршней морской воды (по более позднему варианту, они родились от двух пшеничных зёрен). От полной пригоршни родился Санасар, во всём превосходящий своего брата, от неполной (из-за того, что иссяк морской источник) — Багдасар.
Братья основали город Сасун, положив начало одноимённому государству. Санасар считается родоначальник нескольких поколений сасунских героев.
Святой Саркис (икона XVIII века)
Саркис — герой, после принятия армянами христианства отождествляемый с христианским святым носившим то же имя, однако большая часть связанных с ним мифов имеют еще дохристианское происхождение.
Его представляют высоким, стройный мужчиной приятной внешности, всадником на боевом белом коне. Саркис способен поднимать ветер, бурю, метель и обращать их против своих врагов.
Шамирам (Семирамида) греч. Σεμίραμις, арм. Շամիրամ — легендарная царица Ассирии, супруга ле­гендарного царя Нина, хитростью убившая его и завладевшая властью.
Об этой царице в древности существовало множество мифов и легенд, часть которых дошла до нас в трудах греческих авторов Ктесия, Диодора и др. Эти работы, по-видимому, оказали существенное влияние на соответству­ющий рассказ у Мовсеса Хоренаци. Однако последнему присущи и элементы сказаний о Шамирам, сложившихся в самой Армении и связывающих её деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду и, главное, с армянским вождём Ара Прекрасным.